Развивающая предметно - пространственная среда



          В дошкольной педагогике под термином «развивающая предметно – пространственная среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». 
         Цель создания развивающей предметно-пространственной среды Обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. 
         Функции развивающей предметно - пространственной среды. Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. 
         Функция воспитателя: используя развивающую предметно – пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку.
         Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении. 

Паспорт группы общеразвивающей направленности «Чиполлино».
Паспорт группы компенсирующей направленности «Солнышко».


1
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. 
РППС организована с учётом требований ФГОС,
где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
 Центр безопасности: разнообразный дидактический материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстрационный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры, художественная литература, медиатека. Игровое оборудование: фигурки пожарных, разнообразные машинки, дорожные знаки, макет улицы и дороги, тематические кубики и др.
Центр сюжетно-ролевых игр:
- дидактические игры: социально-нравственного характера, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;
-картинки с изображением различных трудовых процессов;
- альбомы «Наша группа», «Моя семья», «Наши увлечения», «Наши достижения»
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);
- предметы-заместители.
Познавательное  развитие
Центр познавательно-исследовательской деятельности:
- различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых, животных  и т. д.
- модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;
- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины,
- календари погоды и природы
- гербарии;
- подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;
- рисунки о природе и поделки детей из природного материала; комнатные растения и пр
- инвентарь для ухода за растениями, посадки семян и рассады: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др
- «огород на окне»
- серии картин с изображением природных сообществ;
книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции (марок, киндер-сюрпризов и т.д.) ,  материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ; 
природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, контейнеры от термометров
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда
-приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, тряпки
- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
Центр развивающих игр: В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры»,  «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер».
Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домино», «Детям о времени», «От меньшего к большему» и т.д.
Развивающие игры: блоки Дьенеша с приложениями, палочки Кюизенера с приложениями, счётные палочки и схемы к ним. «Сложи узор», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», «Математический планшет», «Шнур Затейник», «Кораблик Плюх-Плюх», «Кораблик Брызг-Брызг»,  «Чудо -Соты» (с образцами), «Чудо-крестики 2, 3» (+образцы), «Логоформочки», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Листик», «Волшебный квадрат», мозаики и др.
Центр конструирования: хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально:
- наборы конструкторов: крупногабаритный ( переносной), напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;
- в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов
- мозаики крупные, средние, мелкие;
- пазлы;
- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины; крупный строительный материал;
- нетрадиционный материал: - картонные коробки, оклеенные цветной пленкой,
- мелкие игрушки для обыгрывания построек;
Центр патриотического развития: государственная символика родного города, ХМАО и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Здесь дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей нашего края. В уголок родного края входит  художественная литература по краеведению, оформлен  альбом  «Мой город», «Моя семья», «История ситца» и др.
Речевое развитие
Центр книги:
- детские книги по программе;
- любимые книги детей (книги по интересам);
- сезонная литература;      
- тематические альбомы;
- портреты детских писателей
- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки
- открытая витрина для книг, стол, стульчик;
- ноутбук с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)

Коррекционный уголок


 Мелкая моторика
Картотека упражнений на развитие общей и мелкой моторики, картотека гимнастики для пальцев рук и кистей, картотека «Рисуем по клеточкам», массажёры для рук, массажёры Су-джок, конструкторы, счетные палочки, шнуровки, мозаика, рисование по клеткам, игры с прищепками, трафареты для обводки и штриховки, внутренней и внешней обводки, фломастеры, карандаши; волчки, сухой мини-бассейн, крупы, мелкие киндер игрушки, и др.  
Дыхание
Картотека упражнений на дыхание, вертушки, дудочки, воздушные шары для надувания, мыльные пузыри, игры на воздушную струю и т. д. ;
Фонематический слух
Игры «Шумящие коробочки», игры на дифференциацию звуков.
Звуковой анализ и синтез (грамота)
Игры «Цепочка слов», «Звонкий - глухой», «Схемы и слова» и т. д. ;
Звукопроизношение
Игра «Веселый язычок» (артикуляционная гимнастика), лото-мозаика, скороговорки, игры на автоматизацию звуков«Логопедические лото»«Логопедическое домино», «Паровоз»«Подбери и назови» и т. д. ;
Лексика
Картинный словарь (предметные картинки на звуки)
Иллюстративный материал, подобранный с учётом лексических тем.
Игры в картинках с предлогами.
Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений.
Наглядный материал для составления рассказов по картине, по серии картин «Что сначала, что потом».
Схемы для составления описательных рассказов – мнемотаблицы.
Карточки на классификацию предметов.
Игры: лото, «Подбери пару»«Кто больше назовёт»«Часть и целое», «Знаю все профессии», «Назови одним словом» и др. ;
Слоговая структура
Игра «Длинные и короткие слова»
Грамматический строй речи
Игры «Назови ласково», «Один - много», «Чей хвост?»«Чего нет?», лото «Маленькие слова»  и др. ;
Связная речь
Игры «Что сначала, что потом», «Придумай продолжение истории», «Что перепутал художник?», «Звук, свет, вода» сюжетные картинки, «Угадай по описанию»«Когда это бывает?»«Играем в профессии» и др. ;
Высшие психические функции


Игры «Найди отличия» (внимание), «Узнай, что это?» (восприятие), «Чей силуэт?», «Предметы и контуры» разрезные картинки, домино, «Четвёртый лишний»«Цвет и форма»«Узнай по контуру», «Путаница», «Крылья, лапы и хвосты» и др…

Использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Художественно-эстетическое развитие
Центр изобразительного творчества:
- схемы последовательного рисования предмета;
- пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги и других материалов;
- книжки-раскраски с образцами;
- картотека тематических книжек-раскрасок;
- альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др.;
- дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
- восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки;
- пластилин, наборы для детского творчества;
-инструменты: кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам.
 Центр музыкально-театрализованной деятельности: это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров: (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый, резиновых игрушек; лопаток; картинок,  магнитный),  настольные игры из серии «Играем в сказку», маски персонажей и элементы  костюмов, декорации дети изготавливают самостоятельно.
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с музыкальным руководителем, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Поэтому в центре имеются различные музыкальные инструменты,  диски с музыкой и сказками.
А также:
·         Портреты великих композиторов
·         Картотека музыкальных и театрализованных игр
Физическое развитие
Центр двигательной активности: содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. В центре есть:
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;
- картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания;
- спортивный инвентарь, атрибуты к подвижным играм.
В шумном игровом пространстве обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.  
В группе также расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. На удобном диванчике ребёнок может рассмотреть любимую книжку, посмотреть фотографии, порисовать и т.д.
По всем образовательным областям имеется видеотека (иллюстрации, презентации, мультфильмы, игры и т.д.)
Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Таким образом, развивающая предметно – пространственная среда в нашей группе, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.
2
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 
Периодически обновляемые съемные панели, изображающие быт, труд, природу, вещи, ситуации. Групповое пространство,  по желанию играющих, может быть преобразовано в «театр», «кинотеатр», «стадион» и др. с помощью раздвижных ширм,   перестановки мебели; материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей.                                                                                                                

3
Полифункциональность материалов  предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.  Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов - заместителей в детской игре). 
Развивающая предметно – пространственная среда открывает ребёнку множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса,  должна быть многофункциональной.                                                                                            
4
Вариативность  среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства). Разновысотная мебель. Чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели легко меняется.
5
Доступность среды предполагает  доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 
Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор.  В нашей группе   большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой.  Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе.  Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Мы создали условия для уединения, релаксации и отдыха.
6
Безопасность предметно -пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 
Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. Она не может быть построена окончательно, поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий