В дошкольной педагогике под термином
«развивающая предметно – пространственная среда» понимается «комплекс
материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических,
психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и
взрослых».
Цель
создания развивающей предметно-пространственной среды Обеспечение жизненно
важных потребностей формирующейся личности: социальных, духовных. Развивающая
среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе
становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Функции развивающей
предметно - пространственной среды. Информационная – каждый предмет несет
определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи
социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее
организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития»,
возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и
способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных
компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от
простых ее форм к более сложным.
Функция
воспитателя: используя развивающую предметно – пространственную среду и ее
средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще
ребенку.
Цель
воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно –
пространственную среду для осуществления процесса развития творческой
личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном
учреждении.
Паспорт группы общеразвивающей направленности «Чиполлино». Паспорт группы компенсирующей направленности «Солнышко». |
||
1
|
Насыщенность среды должна соответствовать
возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной
программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами
обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими
материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным
оборудованием, инвентарем.
|
РППС организована с учётом
требований ФГОС,
где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
Социально-коммуникативное
развитие
Центр сюжетно-ролевых игр:
-
дидактические игры: социально-нравственного характера, направленные на
знакомство с предметным миром и трудом взрослых;
-картинки
с изображением различных трудовых процессов;
-
альбомы «Наша группа», «Моя семья», «Наши увлечения», «Наши достижения»
-атрибуты
для сюжетно-ролевых игр;
-
наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель,
посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность,
фигурки животных (взрослых и их детенышей);
-
предметы-заместители.
- различные дидактические игры экологической
направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный
мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых,
животных и т. д.
-
модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в
природе;
-
альбомы, фотографии, иллюстрации, картины,
-
календари погоды и природы
- гербарии;
-
подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;
-
рисунки о природе и поделки детей из природного материала; комнатные растения
и пр
-
инвентарь для ухода за растениями, посадки семян и рассады: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления,
металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др
-
«огород на окне»
-
серии картин с изображением природных сообществ;
книги
познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции (марок,
киндер-сюрпризов и т.д.) , материалы
распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук",
"Магниты", "Бумага", "Свет",
"Стекло", "Резина" ;
природный
материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др.;
утилизированный
материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и
т.д.;
- медицинские
материалы: пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки,
резиновые груши, шприцы без игл, контейнеры от термометров
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные
стекла, свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда
-приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы,
микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, тряпки
- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что
можно, что нельзя"
Центр
развивающих игр: В данном центре
размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей
смог выбрать для себя игру по интересам.
Разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления,
внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и
цифры», «Учись считать», «Цвет»,
«Форма», «Размер».
Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое
домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей»,
«Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические
домино», «Детям о времени», «От меньшего к большему» и т.д.
Развивающие игры: блоки Дьенеша с приложениями, палочки
Кюизенера с приложениями, счётные палочки и
схемы к ним. «Сложи узор», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс»,
«Математический планшет», «Шнур Затейник», «Кораблик Плюх-Плюх», «Кораблик
Брызг-Брызг», «Чудо -Соты» (с
образцами), «Чудо-крестики 2, 3» (+образцы), «Логоформочки», «Колумбово
яйцо», «Танграм», «Листик», «Волшебный квадрат», мозаики и др.
Центр конструирования: хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально:
-
наборы конструкторов: крупногабаритный ( переносной), напольный, конструктор
типа «лего», мелкий, средний;
-
в большом разнообразии представлены различные
виды и формы конструкторов
-
мозаики крупные, средние, мелкие;
-
пазлы;
-
строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины; крупный
строительный материал;
-
нетрадиционный материал: - картонные коробки, оклеенные цветной пленкой,
-
мелкие игрушки для обыгрывания построек;
Центр патриотического развития: государственная символика родного города, ХМАО и России. В
нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный
материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы
народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Здесь дети могут
познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей нашего края. В уголок
родного края входит художественная литература по краеведению,
оформлен альбом «Мой город», «Моя семья», «История ситца» и др.
-
детские книги по программе;
-
любимые книги детей (книги по интересам);
-
сезонная литература;
-
тематические альбомы;
-
портреты детских писателей
-
книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки
-
открытая витрина для книг, стол, стульчик;
-
ноутбук с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений
(сказок)
Коррекционный уголок
Мелкая моторика
Картотека упражнений на развитие общей и мелкой моторики,
картотека гимнастики для пальцев рук и кистей, картотека «Рисуем по клеточкам»,
массажёры для рук, массажёры Су-джок, конструкторы, счетные палочки, шнуровки, мозаика, рисование по клеткам, игры
с прищепками, трафареты для обводки и штриховки, внутренней и внешней обводки,
фломастеры, карандаши; волчки, сухой мини-бассейн, крупы, мелкие киндер
игрушки, и др.
Дыхание
Картотека
упражнений на дыхание, вертушки, дудочки, воздушные шары для надувания, мыльные пузыри,
игры на воздушную струю и т. д. ;
Фонематический слух
Игры
«Шумящие коробочки», игры на дифференциацию звуков.
Звуковой анализ
и синтез (грамота)
Игры
«Цепочка слов», «Звонкий - глухой», «Схемы и слова» и
т. д. ;
Звукопроизношение
Игра
«Веселый язычок» (артикуляционная гимнастика), лото-мозаика, скороговорки, игры
на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.
;
Лексика
Картинный
словарь (предметные картинки на звуки)
Иллюстративный
материал, подобранный с учётом лексических тем.
Игры
в картинках с предлогами.
Наборы
сюжетных картинок для составления простых предложений.
Наглядный
материал для составления рассказов по картине, по серии картин «Что сначала,
что потом».
Схемы
для составления описательных рассказов – мнемотаблицы.
Карточки
на классификацию предметов.
Игры:
лото, «Подбери
пару», «Кто больше
назовёт», «Часть и целое», «Знаю все профессии», «Назови одним словом» и др. ;
Слоговая структура
Игра
«Длинные и короткие слова»
Грамматический строй речи
Игры «Назови
ласково», «Один - много», «Чей хвост?», «Чего нет?», лото «Маленькие слова»
и др. ;
Связная речь
Игры «Что
сначала, что потом», «Придумай продолжение истории», «Что перепутал художник?»,
«Звук, свет, вода» сюжетные картинки, «Угадай
по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.
;
Высшие психические функции
Игры «Найди
отличия» (внимание), «Узнай, что это?» (восприятие), «Чей силуэт?», «Предметы и
контуры» разрезные картинки, домино, «Четвёртый
лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру», «Путаница», «Крылья, лапы и хвосты» и
др…
Использование коррекционного уголка позволяет
расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и
желание участвовать в речевом общении со взрослыми
и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать
свои речевые навыки.
-
схемы последовательного рисования предмета;
-
пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию
образа из бумаги и других материалов;
-
книжки-раскраски с образцами;
-
картотека тематических книжек-раскрасок;
-
альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др.;
-
дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани,
нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
-
восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры,
цветные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки;
-
пластилин, наборы для детского творчества;
-инструменты:
кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон,
трафареты по темам.
Центр музыкально-театрализованной деятельности: это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров: (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый, резиновых игрушек; лопаток; картинок, магнитный), настольные игры из серии «Играем в сказку», маски персонажей и элементы костюмов, декорации дети изготавливают самостоятельно.
Музыкальное развитие ребёнка сводится не
только к занятиям с музыкальным руководителем, но и возможностью самостоятельно
играть, импровизировать, свободно музицировать. Поэтому в центре имеются
различные музыкальные
инструменты, диски с музыкой и
сказками.
А также:
·
Портреты великих композиторов
·
Картотека музыкальных и театрализованных игр
Физическое
развитие
Центр двигательной активности: содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. В центре есть:
-
картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;
-
картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания;
- спортивный
инвентарь, атрибуты к подвижным играм.
В шумном игровом
пространстве обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.
В группе также расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. На удобном диванчике ребёнок может рассмотреть любимую книжку, посмотреть фотографии, порисовать и т.д.
По всем образовательным
областям имеется видеотека (иллюстрации, презентации, мультфильмы, игры и
т.д.)
Каждый
ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается
разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения
материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой:
редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку
увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей
свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский
сад.
Таким образом, развивающая предметно –
пространственная среда в нашей группе, создает условия для взаимодействия,
сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его
развитие.
|
2
|
Трансформируемость
пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной
среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей.
|
Периодически
обновляемые съемные панели, изображающие быт, труд, природу, вещи, ситуации.
Групповое пространство, по желанию
играющих, может быть преобразовано в «театр», «кинотеатр», «стадион» и др. с
помощью раздвижных ширм, перестановки
мебели;
материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более
свободно использовать и в ходе реализации других областей.
|
3
|
Полифункциональность
материалов предполагает: возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие в группе полифункциональных (не
обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе
природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том
числе в качестве предметов - заместителей в детской игре).
|
Развивающая
предметно – пространственная среда открывает ребёнку множество возможностей,
обеспечивает все составляющие образовательного процесса, должна быть многофункциональной.
|
4
|
Вариативность среды
предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость
игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,
двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
|
Все
групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры.
Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал,
костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно
полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто
посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок
(создание “своего” личного пространства). Разновысотная мебель. Чтобы позиции взрослых и детей
можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели
легко меняется.
|
5
|
Доступность среды предполагает
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей - инвалидов, всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
|
Обстановка
в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность
самостоятельно делать выбор. В нашей группе большое внимание уделяется самостоятельной
деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом
или игрой. Самостоятельная деятельность дошкольника не
приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок
должен быть предоставлен себе. Одни
дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Мы
создали условия для уединения, релаксации и отдыха.
|
6
|
Безопасность предметно -пространственной среды предполагает
соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и
безопасности их использования.
|
Оборудование группового пространства соответствует
санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее,
эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и
возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста
развивающий эффект.
|
Развивающая предметно-пространственная
среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности
детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема,
полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. Она не может быть построена окончательно, поэтому поиск
инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды
продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и
фантазия.
|
Развивающая предметно - пространственная среда
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий